Развитие музыкальных традиций Христианства.

Общая характеристика.

Для того чтобы точнее понимать свои ощущения во время прибывания внутри того или иного христианского храма важно иметь в голове представление о том, с какими историческими событиями связано появление этого архитектурного сооружения. Представляя себе нравы и устремления общества в определённый период времени, будет легче понять и посыл, с которым брались за возведение храма.

Учитывая факт комплексного духовного воздействия внутреннего церковного пространства на человека, когда сам интерьер с архитектурными деталями, росписями, живописью и музыкой является особенным миром символов, на мой взгляд, очень интересно чуть-чуть ориентироваться в событиях его формировавших.

 

Музыка в храме — важнейший и единственный источник акустического воздействия на сознание, воплощение религиозной мысли в звуке. Поэтому важно как сохранять традиции, присущие каждому храму индивидуально (!), так и уметь их понимать. В первом случае, конечно, ответственность в большей степени лежит на священнослужителях, поддерживающих (или нет) практику церковных песнопений, а что касается понимания, закладывающего основы комфортоного и уважительного существования рядом с культовыми сооружениями — оно является элементарным навыком современного человека.

В этот раз я хочу уделить внимание формированию христианских музыкальных тенденций и их взаимосвязи с географическим положением, течениями светской философской мысли и связи с конкретными историческими фигурами. В этот раз не будет детального анализа заложенного в музыку символического значения, чтобы не создать путаницы.

В этой таблице я обозначила основные этапы в развитии христианской музыки, начиная с раннехристиаского периода (закат Римской империи) и заканчивая XIX веком, когда произошло возвращение к культурным истокам.

 

Разделим условно историю христианской музыки на 5 этапов:

1) Ранний период — распространение христианства апостолами и создание первых Церквей, самобытных христианских музыкальных течений.

2) Преемственный период — становление традиций православного и католического песнопений на основе Византийского и Староримского распевов соответственно.

3) Канонический период — разделение церквей, укрепление формальных правил, становление протестантской музыки.

4) Упадок — обнищане музыкальной культуры из-за внедрения светского начала.

5) Зрелый период — осмысление музыкального опыта предшествующих эпох, изучение и восстановление древних традиций.

 

Проследив закономерности в развитии целого жанра музыкального искусства, можно найти сходство со становлением личности человека — воспитание и обучение нормам, принятым в данной среде, отчуждение от них, противопоставление и искания, сопоставление пережитого для формирования собственной системы ценностей. Каким бы варварским путём ни происходило это развитие, какие бы ошибки ни совершались, полноценный и жизнеспособный результат невозможен без какого-либо этапа. Разумеется степень болезненности этого пути зависит от степени вдумчивости человека или общества и наличия внутренней целостности.

Теперь — если говорить о каждом этапе отдельно:

1) В первые века Нашей Эры формируется музыкальная база, основанная на местных фольклорных и культовых традициях. Особенностями исполнения песнопений (вследствие географического положения) являются:

— язык богослужения (для Сирии — арабский, для Византии и частью для Египта — греческий, для Египта — коптский и латынь для староримского распева);

— средства музыкальной выразительности (интонационная подача, приёмы исполнения, сила голоса и т.д., особенно ярко проявившиеся в восточнохристианской музыке);

— уникальный комплекс сторонних культур, оказавших непосредственное влияние (Например, в формировании Византийского распева участвовали римская, еврейская, персидская музыка, Староримский распев находился в тесном контакте с музыкой западногерманских племён, из которого выплавлялся постепенно Григорианский хорал — мощнейшее явление естественной западнохристианской музыки).

Всё это следует учитывать при восприятии тех или иных христианских песнопений, не стоящих особняком, а являющихся результатом сложного взаимодействия многих культур. Уважая музыкальные традиции одной из Церквей, не стоит противопоставлять их красоту и духовную мощь произведениям из других регионов, иначе можно обнаружить свою невежественность, потому что самобытность и развитие искусства возникают из культурного обмена.

2) Один из интересных моментов в истории христианской музыки. Его характеризует новизна музыкальной мысли и искренность исполнения. Музыкальные произведения тесно связаны с особенностями архитектуры, внутри которой они исполнялись.

3) Развитие музыки питается собственными внутренними ресурсами — новое создаётся на основе устоявшейся канонической базы (для православия и католицизма). Отделение протестантизма, как первый признак вырождения, самоисчерпания такой практики. Обособление его из-за неприятия формального подхода, обрядовости католического богослужения.

4) Деградация древней песенной практики и подавление её мирским искусством. Глубинный смысл христианского учения уходит в забвение, а лишённая его богослужебная система является нежизнеспособным явлением, неспособным противостоять новой системе культурных ценностей.

Увеселения и зрелищность теперь являются не только дворцовыми и усадебными развлечениями, но проникают и внутрь храма.

5) Этот этап, начавшийся в конце XIX в., заложил интеллектуально-духовную основу для современного понимания сущности музыкальной христианской традиции и бережного к ней отношения.

Часто традиции прошлого отождествлялись с классовыми пережитками или этническим противостоянием и безжалостно из-за этого уничтожались. Такая порочная практика ведёт к культурному откату назад. Произведения искусства, являющиеся культурным достоянием, имеют равные права на существование — будь то тяжеловесный, суровый романский храм или чрезмерно нарядная, вычурная, ажурная барочная церковь. Григорианский хорал, знаменный распев или партесное пение — музыкальное наполнение храмовой архитектуры, логичное и органичное для того сооружения, в одном месте и в одно время с которым оно создавалось.

____________________________

Alyona.

март, 2012.

Реклама

About Alyona

http://artisticpicspro.wix.com/alys-art-picture http://artisticpicspro.wix.com/pyara Смотреть все записи автора Alyona

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: