Размышления накануне Пасхи.

Так присходит, что самые для меня важные мысли, неожиданное и стройное понимание приходят в ночное время. Эта ночь была одной из таких.

Областью моих размышлений было осмысление человеческой сущности с позиции христианства. Сразу отмечу, что ни в коем случае не принимались за основу различные религиозные догматы, сложная разветвлённая система правил и норм, выработанная Церковью за многие века существования. Тема сущности бытия и связанных с ней тем вообще не относится к разряду лёгких размышлений, даже больше — я часто её избегала, не чувствуя в себе сил спокойно и ровно её воспринимать, боясь того, куда могут привести подобные мысли, ассоциируя их с тупиком, угнетённым сознанием, глубоким мрачным состоянием. Но накануне Пасхи — по моему ощущению, совершенно удивительного, мощного и непростого праздника — мне удалось в каком-то роде плыть в приходящих мыслях, понимая те вещи, которые раньше пугали и казались такими же недостижимыми, как далёкие звёзды.

Отбросив с самого начала все старания прийти к ответам, используя лишь несовершенный потенциал своего мозга, я невольно для себя стала ощущать появление в сознании некоего понимания. Не пытаясь разгадать собственными силами различные моменты сложной и ни с чем не сопоставимой по многогранности темы, я лишь старалась чётко сформировать вопросы, занимавшие меня.

На многие из них у рлигии уже готовы ответы, но моё желание было совершенно от них отстраниться, перенесясь на 2 тысячи лет назад, скинуть со своего сознания всевозможные трактовки Учения, искажающие его или просто не дающие понимания сути христианской философии, но заставляющие верить на слово. Что же это были за вопросы?

 

Представим мир Природы как Божественный мир, в котором действуют равновесие, смысл, закономерности и разумность. Мир, в котором лишь человек — существо с огромными способностями и возможностями — лишён покоя и гармонии, который отчего-то так часто неудовлетворён своим существованием, что может годами, а то и всю жизнь прожить несчастным. Отчего же так происходит?

Примем схему: светлое и доброе — от божественного, высокого начала, а злое, порочное — от природной низменной сути, как изначально неверную. Законы Природы рациональны: птицы, звери действуют, исходя из необходимости, но не стремясь к удовлетворению каких-либо прихотей, так свойственному человеку. Следовательно, людские пороки, характеризующиеся неумеренностью, обжорством, нарциссизмом, половой разнузданностью и т.п. нельзя считать проявлением «природной» сути. Никакое другое животное не убивает других живых существ, чтобы «украсить» ими своё обиталище; не придумывает изощрённых способов насилия для того, чтобы потешить себя.

С другой стороны, животные, хотя и способны проявлять агрессию, также склонны к чуткости, взаимопомощи, состраданию, бескорыстной любви — качествам, которые свойственны слонам, дельфинам, лошадям, собакам, и которые в отношении человека являются проявлением «божественной сущности». Тем более природа, созданная Богом, является Его детищем. Тогда каким образом мы можем причислять её составляющие к порочному, негативному началу? Исходя из этого приходим к пониманию, что Природа не является источником греховной сути человека, но миром сбалансированным, самостоятельным, в котором позитивная и негативная энергии уравновешены законами целесообразности.

Тогда отчего человек «вываливается» из общей картины? Каково происхождение той самой греховной составляющей? Ведь потенциал человека удивителен, и границы его самовыражения (как позитивного так и негативного) простираются далеко за пределами области рационального функционирования, в которой существуют животные. В этом месте нужно обратиться к начальной точке христианского учения — грехопадения Адма и Евы. Как трактовать эту ситуацию?

Воспринимая христианство как поразительно метафоричную философию можно увидеть в нём и ключ к пониманию мироздания, и источник творческого вдохновения, и ту информацию, которая несёт в себе большой положительный и жизнеутверждающий заряд. Последнее, к сожалению, люди редко замечают всилу того, что христианство преподносится и используется религией, как буквальное руководство к действию; многие важные моменты искажены до такой степени, что порождают в людях страх, подавленность, самоуничижение, раболепие — эмоции отнюдь не способствующие духовному преображению и возвышению.

Я заметила, что часто противопоставляю здесь друг другу «религию» и «христианство». Это может показаться абсурдным, ведь везде ясно написано, что христианство и есть религия. Но в моём понимании эти вещи всё же находятся в разных плоскостях:

  • христианство, как учение, несущее в себе философское объяснение многих моментов, касающихся человеческой натуры, взаимосвязи людей с окружающим их миром и с другими людьми;
  • религия же — упрощённая интерпритация учения (здесь — христианского) для больших масс людей, используемая институтом Церкви в масштабных, часто противоречащих самому Учению целях.

Действия, соверщаемые религией, и их последствия, лишённые однозначности, могут нести в себе как положительный заряд (например, сплочение народов, просвещение людей путём развития письменностии т.д.), так и отрицательный, примеры которого всем хорошо известны.

Что касается искусства, так сильно страдавшего как от конфликтов между религиозными организациями (вспомнить хотя бы период иконоборчества в Византии или эпоху преобразований Никона в России середины XVII века), так и в результате гонений Церкви (как во времена Советской власти)… На мой взгляд, истинное (не заказное) искусство лежит за пределами религии и является результатом творческого переосмысления непосредственно христианского учения.

Но вернёмся к сцене грехопадения первых людей. Что кроется за этим странным понятием «вкусить яблоко с древа познания добра и зла»? Если бы это означало, что Адаму и Еве открылся смысл того, что есть хорошо, а что — плохо, то за это они вряд ли навлекли бы на себя Божий гнев. В отношении всех остальных людей даже напротив — познание нравственности является ключом к духовному очищению.

Момент изгнания людей из рая — это та точка отсчёта, когда люди перестали быть частью природы, когда они вышли на ступень взаимодействия с информационным пространством. Но несовершенный человек не способен был ни понять новую для него среду обитания, ни разумно использовать её ресурсы — позитивные и негативные.

Информационное пространство, в отличие т природной среды — мир тонкий, незримый и обладающий мощными энергиями. И человек, вышедший на связь с этим пространством, но продолжающий жить большей частью банальными и часто повреждёнными ценностями, подвержен тому, куда несут его эти энергии. Первые люди не были ни плохими ни хорошими — они жили в равновесии с Природой, со своим Райским садом. Выйдя в информационный мир, они обнаружили себя для позитивных и негативных энергий и стали пропускать их через себя, тем самым лишившись нейтральности натуры.

Второй важный момент, о котором нам сообщается — человек с тех пор стал смертным. Воспринимать ли это как наказание? Я думаю немного по-другому: человек пустил внутрь себя информационные потоки тонкого мира. Проведём параллели с душой и увидим, что человек является своего рода фильтром для этой энергии/души. Земная жизнь — очень важный период в существовании человека. Это период, когда развиваясь и не входя в конфронтацию с противоположно заряженной энергией, человек создаёт внутри себя условия для улучшения свойств души, возводит её на новый уровень. Чем вызваны страдания? Человек не может избавиться от разрушающих его качеств, а всё снова и снова проходит через те этапы, которые его ранят. Это на самом деле очень тяжело, но единственный способ изменить это положение — постоянно работать над собой, как это ни банально звучит — «становиться лучше». Я сейчас не стану сильно углубляться в раскрытии этого понятия, но часто его составляют самые непопулярные в обществе проявления души — любовь, миролюбивость, не злословие и т.п. Парадоксально, но чёрствостью, цинизмом, обидчивостью сейчас никого не удивишь. Напротив, человек, пидерживающийся нравственного поведения, покажется странным. Равновесие и счастье не возникают вдруг, а в результате постоянной работы над собой.

Однако на мой взгляд, позитивная система ценностей работает только в случае беспристрастности натуры. Есть люди, полагающие, что христианин должен быть безответной тряпкой, таким блаженным дурачком. Но это очень поверхностное и извращённое представление.

 

Христос — удивительно цельный, не отделявший себя от Божественного начала человек. Два момента, связанные с Его земной жизнью, для меня всегда были особенно загадочны: предначертанное трагическое окончание Его пути и суть Искупительной жертвы. Первое вызывает недоумение из-за того, что непонятно для чего любящий, добрый Создатель уготовил Ему мученическую казнь. Ища ответ, я каждый раз размышляла именно этим путём. Но смысл совсем не в необходимости такого финала. Тот ход событий был неизбежен, потому что Иисус не имел другого представления как донести своё учение, кроме как радикально противопоставить себя разложившемуся обществу. Молитва в Гефсиманском саду показывает насколько велика была Его грусть от того, что Он не видел других путей для Себя. Вероятно, в этом и была печальная и горькая сторона Его жизни — совершенство и уязвимость Натуры, Чей путь имел двойную цель — научить людей соершенствоваться и на своём примере показать не конченность человеческого рода, его способность к возрождению. Во втором и состоит смысл Искупительной жертвы Христа. Он поручился за людей стоимостью Своей жизни, а люди продолжают жить без любви, разбивая Ему вновь сердце. Пытаются сделать мир лучше, беря на себя ненужную ответственность, забывая, что это была Его миссия. От человека же требуется только отвечать за себя, стараясь становиться лучше.

 

Я написала здесь о своём понимании некоторых вещей, но это не означает, что для меня нет ничего неясного. Несколько дней назад мне приснился сон: какие-то пустынные помещения, напоминающие офисные комнаты небоскрёба, лишь отдельные люди в костюмах, женщина в пиджаке и прямой юбке с волосами, убранными в пучок. Заброшенный вид у помещений, гуляет ветер, сумрачно. Наподобие декораций из «Матрицы». Почему-то — человек, отшлифовывающий от крови и грязи большой деревянный крест. Я не знаю, чем занимается эта фирма, но они, «облагородив», очистив крест, устанавливают его на какую-то катапульту, собираясь выбросить этим крестом обратно в небо за ненадобностью. Станно было за всем этим наблюдать и странно ощущалась какая-то пустота, без тревоги, просто холод и отчуждённость. Этот сон был гораздо раньше и никак не был навеян всеми этими размышлениями, но что-то мне подсказывает, что между ними есть связь.

_______________________________

Alyona.

апрель, 2012.

Реклама

About Alyona

http://artisticpicspro.wix.com/alys-art-picture http://artisticpicspro.wix.com/pyara Смотреть все записи автора Alyona

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: