Хирономия — форма музыкального и изобразительного искусства Древнего Египта.

Как научились воспроизводить мелодии, звучавшие тысячелетия назад во времена фараонов, наполнявшие знаменитые египетские храмы?

Сведения об этом содержатся в росписях египетских гробниц, анализом которых занимался музыковед профессор из каирского музея Ханс Хикман (Hans Hickmann), описавший технику древней визуальной нотации.

Предположительно, такая система зародилась в Древнем Египте более 4,5 тыс. лет назад, где сохранилось наибольшее количество изобразительного материала, описывающего этот процесс. Хирономия имела широкое распространение в Др. мире и продолжала использоваться в Средневековье. В её основе лежит обозначение жестами рук высоты звука или простого гармонического интервала (расстояния между двумя нотами, извлекаемыми одновременно): кистями и пальцами хирономист показывал знаки сидящему перед ним музыканту. Мелодии, зафиксированные таким образом, относятся к инструментальным партиям, вокальным или им обеим. При исследовании изображений, запечатлевших этот процесс, жесты хирономиста сопоставлялись с положением рук музыканта на инструменте. Особенно это показательно у арфиста, относительно кистей рук которого были проделаны вычисления, давшие представление об извлекавшихся нотах.

На рисунке ниже изображены хирономисты, подающие одинаковые знаки флейтистам и арфисту. Это говорит отом, что музыканты играли в унисон.

При этом ещё один человек показывает дополнительный жест тому же арфисту, что говорит об одновременном извлечении им второй ноты.

 

( V династия, ~2400 г. до н.э.)

Ещё один нюанс на который стоит обратить внимание — длина флейт. Одна из них вдвое длинней другой — это показывает понижение ноты первого флейтиста на октаву.

Предположительно, интервалы тяготели к совершенному звучанию, хотя диссонансы теоретически были возможны.

Египетская хирономия основывается на 11-ти ступенчатой гамме, в особенности на тонике и доминанте (т.е. 1ой и 5ой ступенях гаммы). (В современной музыкальной нотации, как известно, 7 нот =) ) Ещё одно отличие египетской системы — отсутствие обозначения лада — можно только предполагать мажор это или минор.

Считается, что основным жанром при исполнении культовых танцев и музыки являлись мистерии — сцены из жизни богов. Хвалебные гимны и скорбные песнопения, очевидно, были музыкальными иллюстрациями к радостному или печальному моменту данного действа.

Если хирономические изображения являются контекстом в той или иной части повествования о божественной истории, становится ясным, почему египтяне пренебрегали уточнением ладов (но это лишь моё предположение).

Ещё одно изображение из Древнего Царства — единственный пример, опубликованный Хикманом, в котором хирономисты жестикулируют двумя руками:

( V династия, 2450-2410 г.г. до н.э.)

В остальных случаях, как и в рассмотренном ранее, знаки подавались одной рукой, в то время как другая находится на колене, опущена на пол, заведена за спину или прижата к щеке (последнее обозначает то, что представленный хирономист исполняет вокальную партию).

На рисунке некоторые хирономисты также запечатлены стоя, в то время как наиболее распространённый вариант коленопреклонённый. Одна из таких фигур (в верхнем ряду крайний справа), согласно иероглифическому описанию, руководит целым ансамблем, согласуя их игру с пением.

Две руки использовались для согласования нескольких нот или ритма с нотами. Эта система не ограничена лишь дирижированием инструментальным ансамблем (не путать с современным дирижированием, направленным на выделение размера тактов и эмоциональной окраски произведения). А фраза: «люди поют Вам рукою»  из «Песни Нила» может относиться только к группе хирономистов, руководящим певцами.

Вообще, несмотря на то, что многие аспекты хирономии Др. Египта расшифрованы, остаётся открытым вопрос, являлась ли она основой музыкальной нотации или лишь конспектировала некоторые важные моменты. Хирономия могла быть и способом выражения ценности, значимости музыки. Само нотное знание легко могло храниться в тайне среди жрецов, в то время как хирономия описывала этот процесс открыто. Подобная скрытая форма музыкальной нотации наряду с общественной существовала в Др. Вавилоне.

Относительно инструментов использовались такие понятия, как «ударяя по арфе», «дуть в трубу», а про хирономиста говорили, что он «поёт» арфе, флейте или кларнету. Причём иероглиф «петь» изображён в форме руки.

Хирономия использовалась для ритуального, придворного и бытового исполнения, но в любом случае несла божественную связь через музыку.

В настоящее время хирономия в варьированных формах находит применение в синагогах, христианских храмах Греческой Церкви (византийский хорал), Коптской Церкви, а также в Католической Церкви (григорианский хорал).

_________________________________________________________

Основным источником при подготовке статьи был этот ресурс:

http://www.rakkav.com/biblemusic/pages/chironomy.htm

_________________________________________________________

Alyona.

февраль, 2012.

Реклама

One response to “Хирономия — форма музыкального и изобразительного искусства Древнего Египта.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: