О религии.

Религия, подобно отдельной человеческой личности, на пути длительного своего развития претерпевает множество испытаний и трансформаций. Как и человек становление религии – сложный путь. В зависимости от качественного уровня состояния души большинства её последователей, происходит преобразование и самой религии, вырабатываются новые требования к исполнению обрядов, что ведёт к деформации учения. Меняется сама направленность религии. К примеру, на дереве политеистического верования может распуститься благоухающий цветок, но обойдя его с другой стороны, можно увидеть и скрюченную сухую ветку. В цветке мы видим ключи к саморазвитию, ветка же будет цепляться за человека, увлекая экстатическими практиками, но на деле являясь лишь нежизнеспособной, тупиковой формой религии. Одно и то же учение может быть истолковано и на благо людей и им же во вред, что приводит к огромному разлому между ними. Но это тот момент, когда благо, насаждаемое насильно, перестаёт быть благом. В истории единобожия мы также найдём массу примеров человеческого заблуждения и ошибок, приводивших порой к катастрофическим последствиям. Но всё же нельзя приравнивать деятельность отдельных людей, действующих под знаменем той или иной идеи, религии, учения к самому учению.

Если нам не нравится политик, мы не должны ненавидеть в его лице Родину. Если мы видим греховное поведение священнослужителей, представителей Церкви, нельзя гадить в храмах, уничтожать святыни и хулить вероучение. Если в семье самодур-родственник, это не означает, что семья – это плохо. Религия – это система ценностей общечеловеческих и способов, позволяющих жить, следуя этим ценностям. Борьба с религией – это деградация в этическом, моральном, нравственном смысле, поскольку вместе с отрицанием учения мы отвергаем колоссальный опыт в богопознании, самосовершенствовании. Если же мы видим дурные действия, даже и под знаменем религии, то они остаются всего навсего дурными действиями, для каждого из которых есть своё определение – бандитизм, издевательство, убийство, ложь, вредительство и т.д.

Деление на различные религии, на мой взгляд, условно, вследствие единого пространства информации, знания о котором присутствуют в каждом из вероучений. Разница лишь в том, чтобы донести эти знания понятными для определённого народа и в том, с какой целью будут использованы эти знания народом.

Нисколько не удивляет то, что люди говорят на различных языках, по этому признаку отсутствует дискриминация. Но если язык – это способ общения людей друг с другом, то религия – способ общения души с Богом. Почему же так болезненно люди воспринимают религиозные различия? Может ли это быть следствием закрытости от чужих глаз? Если владение языком ни для кого не является секретом, а даже наоборот – вещью в общении универсальной, то общение через религию – интимный момент, внутренняя работа, скрытая от посторонних глаз. С другой стороны, могли бы мы вообще говорить о религиозной дискриминации и деспотизме, если бы не активное навязывание своих религиозных взглядов некоторыми группами людей, если бы не воинственный настрой некоторых миссионеров? Но здесь вся ответственность лежит исключительно на личности человека, а не на религии, от лица которой он выступает. То же можно сказать о любой деятельности человека и о тех взглядах, которые он отстаивает: создаёт ли он произведение искусства, пишет ли музыку или книгу – всё это средства выражения мысли. Если божественная суть – это гармония, любовь и созидание, то очевидно, что через насилие ничто божественное не доносится. Люди на протяжении веков стремятся установить справедливость там, где её, по их мнению, не хватает. Вопрос в том, кто из них сперва пришёл к пониманию, что такое справедливость? Её формулировка ведь всегда проходит через субъективное видение вещей этими конкретными людьми. Может ли человек, отвергающий закон (потому, что государство испорчено и требуется модерация) или религию (потому, что священники плохие), или элементарные нормы поведения (потому, что свобода теперь трактуется лишь как вседозволенность)… Может ли он понимать что такое справедливость? К тому же, чтобы требовать справедливости на воинственном, общественном уровне нужно нисколько не сомневаться в своей непогрешимости. А вера в собственную непогрешимость приводит только к большей зашоренности. Но что касается справедливости, которую все видят по-разному… Всю жизнь человек только и делает, что ропщет на несправедливость: ребёнок видит несправедливость, когда взрослые, действуя в его интересах, не дают ему желаемое. Человек подрастает, начинает роптать на Бога, что он тяжёлый груз на него взвалил, несправедливо устроил. Хотя не видит и краешек картины жизни, которую замыслил Бог. Человека достают друзья и коллеги, потому что имеют наглость придерживаться другого мнения. Человеку досаждают начальники, когда строго спрашивают и подчинённые, когда не слушаются. Он всегда знает лучше, как изменить мир вокруг, не меняя ничего в себе самом. Жажда справедливости, как способа прийти в равновесие с миром. Но путь-то тупиковый.

С самых давних времён человек привык искать связь с божественным замыслом, с подтверждением того, что он не случайно здесь и не случайно именно такой. Вера в души предков, природные стихии – самая пожалуй древняя из форм религиозного сознания. Здесть следует отличить эти два понятия – веру и религию. Вера – это убеждённость в существовании божественных сил, и она может выражаться через религию, мифологию. Религия находит пути познания этого божественного через определённые практики. Их бесконечное исполнение, самая слепая последовательность в обрядах не приведёт к знанию, но несомненно упорядочит человеческую жизнь. Там, где значение религии недостаточно для человека, набирает силу закон, как ограничитель его порочных порывов. Тогда как религия позволяет быть свободным изначально, живя по нравственным законам.

Когда люди приходят к необходимости замещения существующей традиционной религии на нечто, по их мнению, более совершенное хорошо бы иметь в виду сколько опор из под общества они выбивают. И что, собственно, могут предложить взамен? Потому, что природа человека такова, что он тут же начнёт искать основы для нового мироздания. Потеря цели (зачем я здесь?), потеря способа существования и преодоления трудностей (как мне быть?), потеря ясности сознания (как мне отличить хорошее от плохого?), потеря ценностей (что для меня важно?)… Если человек не ищет подобных ответов, то он часто не в состоянии адекватно реагировать на жизненные ситуации, его болтает и штормит, если он эмоционален, если же он стремится не реагировать ни на что, то это ведёт к очерствению.

Человека долго окружала прекрасная природа (кто-то счастлив и сейчас жить окружённый природой), он видел природу одухотворённой, обожествлял леса, моря и горы… Природа была первым храмом для человека. И он был прав, потому что природа совершенна, всё в ней гармонично. Затем человек стал разрушать тот первый божественный храм, в котором жил – он начал истреблять животных, уничтожать деревья и оставлять везде мусор. Поняв, что без Бога он всё же жить не может, человек начал искать Его. Теперь Бог открылся ему как создатель природы и всего сущего. Человек воспрянул и стал строить храмы. Храмы стали возникать по всему свету, они были прекрасны и наполнены божетсвенным светом. Но вот человек стал разрушать и эти храмы, стал над ними глумиться. Разрушив их, он потерял основу своего мироздания. Чтобы не сгинуть пришлось опять искать Бога. “А что если… Никакого Бога и нет, а я сам перед собой самый главный?” Но в этой мысли сколько, казалось бы, кощунства, столько и правды, потому что тело человека – тоже храм. Храм для его собственной души. И все эти три храма истинны. И тот тяжёлый путь, который проделал человек в поисках “правильного” – он не может быть ошибкой, потому что в таком поиске он открывал для себя ещё одну часть единой веры. Веры в то, что есть высшие силы, регулирующие равновесие в мире и создавшие этот мир, есть природа – воплощение божественного замысла и он – человек неотделим от природы, он часть её. И Бог, которого так иступлённо порой искал человек живет над нами, в нас и вокруг нас. Это сознание меняет сложившиеся ориентиры.

После того, как человеку открылся Бог в образе Создателя, произошло много печальных событий. Не из-за того, что такая вера ошибочна, но из-за ограниченности человеческого восприятия. Наряду с прекраснейшими идеями, возник антропоцентризм, апогеем которого стала современная реальность, разрушающая мир с невероятной быстротой. Человек подобен Богу – эта мысль породила, к сожалению кучу побочных эффектов. Уважение природы сменилось её грубым использованием. Но если раньше это вело лишь к истощению её ресурсов и загрязнению,то сейчас всё больше появляется идей её уважительного применения, как например, поиск альтернативных видов энергий. Животный мир на протяжении столетий, тысячелетий был рабом человека. Но мы видим сейчас совершенно очевидное движение навстречу новому пониманию животных. Не как ресурс для удовлетворения наших бытовых и цинично-психологических потребностей, а как наших соседей по планете. Смена традиции происходит изнутри, а не насильственным насаждением принципов новой морали. Неотвратимость истории не только в тех ошибках, которые мы обречены повторять снова и снова, если не видим её закономерностей. Но и в том, что переход на следующий уровень развития человечества происходит совершенно естественно. Тогда следует ли нам и дальше считать, что благие преобразования можно осуществить в обществе через силу? Каждый раз, выходя на новый уровень сознания, понимания, мировоззрения, мысль начинается с позитива: вот знания, которые помогут нам достичь понимания, любви, равновесия, вот искусство, которое питает наш разум и душу, вот прекрасное – вот та жизнь, какой она должна быть. Человек пришёл в мир и всё было вокруг прекрасно – новенький мир, прекрасная природа, чудесные звери и птицы, закаты, рассветы…, пока он не начал тупо потреблять. Потом жизнь опять повернулась прекрасной стороной, потому что таковой человек захотел её увидеть: вот милосердный Бог, который любит, вот законы, которые помогут обрести мир и жить счастливо. И опять – самонадеянность и потребительство. Сейчас же речь идёт о том, как сохранить себя. Последний из открывшихся человеку храмов. Единственный способ его сохранить – делать разумный выбор. Парадоксально, но сейчас человека может сохранить не забота о себе, а забота о других. Истребляя природу, человек обрекает себя на гибель, потому что уничтожает свой дом. Выращивая и поедая мутантов, различные модифицированные организмы, человек убивает себя изнутри. Триединство человеческого существа – тела, души и духа дают ему возможность жить, не забота лишь об одном из них. Забыв и поработив природу, человек потурял дух, забыв и отвергнув религию, он удавил душу. Теперь же речь идёт о самом простом составляющем – теле. Где мы живём и что мы едим – совсем простые вопросы, наверное слишком простые, чтобы обратить на них внимание. Но обратить-то всё же стоит. Восстановив связь со всем тем, что мы отвергли и о чём забыли.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: