Эволюция общества и государства

   Мировая история тесно связана с процессами формирования отдельных племён, государств и с их взаимоотношениями. В этой статье я размышляю об оптимальных путях развития общества, позволяющих стране стабильно развиваться и процветать.

Вот опорные точки дальнейших рассуждений:

  1. Уровни и ступени развития общества.
  2. Три пути развития и развилка дороги.
  3. Выбор верного ориентира.

 

1. Уровни и ступени развития общества.

   Каждое общество, объединённое и движимое определённой системой ценностей, проходит становление и развитие. Национальные черты характера, особенности истории народа определяют его уникальность. Но есть закономерности развития общества. Они влияют на решения, которые принимает общество, и определяют последствия этих решений.

   Общество или государство эволюционирует в двух направлениях: развивается его внутренняя структура (возникают новые сословия, происходит специализация труда различных частей населения) и развиваются его взаимоотношения с другими государствами.

 

Рассмотрим этапы развития самого общества.

   Для полноценной жизни государства должны быть сбалансированы и равномерно развиты три его составляющие – физическая, духовная и информационная. Физическая отвечает за материальные потребности народа (пища, безопасность тела, дом, имущество), духовная – за потребности души (добрые чувства, эмоции, способствующие сохранению благополучия и строительству прочных отношений), информационная – за разумное соотношение первого и второго (процветание общества без причинения вреда другим системам взаимодействия живых существ, разумное использование ресурсов, оптимизация труда, обучение). В предложенной схеме этим трём составляющим соответствуют три ступени развития, сменяющие друг друга и выводящие общество на новый эволюционный уровень. Ступень развития общества говорит о том, что в данный момент для него имеет наибольшее значение. Удовлетворение каких потребностей для него приоритетно. Равномерное развитие государства способствует гармонизации потребностей, появляются новые сословия населения, которые отвечают за определённую сферу жизни общества. Находящееся на начальном этапе формирования, государство образовано народом и правителем с войском. В таком составе общество может лишь защищать себя и обеспечивать свои материальные потребности. Со временем, поднимаясь в развитии, государство начинают интересовать также и более высокие чувства, за поддержание их жизнеспособности отвечает новое сословие – духовенство. Рациональная ступень свидетельствует об интеллектуальных устремлениях общества. За эту сторону отвечают люди, склонные к интеллектуальному познанию. Развитию государства способствует равномерное распространение культуры и образования среди населения. Не сбалансировав материальные потребности, общество не может подняться на духовную ступень и т.д. Чем выше ступень развития общества, тем оно более сбалансированное, а граждане более способны к самоорганизации. Пресечение традиций и хода истории ведёт к разрушению государства, при этом общество будет отброшено назад в развитии.

 Уровень, как более крупный цикл развития общества, представляет собой ориентированность на окружающий мир, в котором живёт общество, и на внутренний мир – устройство самого общества. Таким образом, общество (или государство) попеременно обращает взгляд на внешние условия или на своё внутреннее состояние. Это естественный процесс, помогающий сохранять благополучие и развиваться. Наблюдение за соседними государствами позволяет воспринимать их полезный жизненный опыт, не совершать аналогичных ошибок. Наблюдение за собой помогает выявлять несовершенства и проблемы устройства общества (эгоистичность, неравномерность развития или изолированность отдельных частей населения). Итак, мы имеем также два уровня развития государства, сменяющие друг друга. Назовём их I уровень (окружающий мир) и II уровень (человек).

  В дальнейшем, рассматривая историю развития определённого государства, мы будем пользоваться этими цифрами для обозначения основных приоритетов жизни общества в конкретном историческом периоде.

 

2. Три пути развития и развила дороги.

   Процесс развития общества похож на выбор дороги. От выбора дороги зависят исторические события, с которыми столкнётся государство. Существует три основных пути: разумный, пассивный и агрессивный.

      Рассмотрим каждый в отдельности.

    Пассивный путь. Эта дорога, по которой идут слабые правители, не умеющие развивать государство. Такие правители консервативны, не могут принимать решения.  Для  этой  дороги также характерен распад общества из-за нападения внешнего врага или раскол общества из-за революции и гражданской войны. Крайние последствия упадка – переход власти другому сословию или полная потеря государственности и ассимиляция другим народом.

   Агрессивный путь. Дорога, по которой идут эгоистичные правители (самодовольные или закомплексованные). В этом случае жизнь общества подчинена интересам правящего сословия или человека, пытающегося самоутвердиться или обогатиться. На этой дороге правитель не желает вовремя развивать общество, нападает на другие государства, происходит раскол общества, а также возможна попытка захвата власти другим сословием.

   Разумный путь. Эта дорога является лучшей для государства. Она позволяет сохранять целостность общества, традиции, культуру, историческую память. Выбор разумного пути также позволяет выдержать натиск и отразить атаку врага, если он нападёт. На ней возможно мирное развитие через обмен полезным опытом и благами с другими государствами.

Развилка дороги.

     В определённых местах дороги встречаются развилки, на которых общество должно себя проявить, сделать выбор. Если общество плывёт по течению и отказывается принимать решения, то это также следует считать выбором. Подобные развилки бывают двух видов – это кризис веры и испытание веры. Под словом “вера” имеется в виду нравственный ориентир, а не религиозные каноны. Таким образом, вера – это не единственно духовные правила, а уравновешенная система ценностей – и материальных, и духовных, и интеллектуальных.

   Кризис веры – исчерпание возможностей выбранного когда-то нравственного ориентира. Нежелание развиваться ведёт к деградации старых ориентиров, испорченности, навязыванию этих искажённых представлений другим.

   Эта развилка требует принятия решений, мягких реформ, преобразований с сохранением имеющегося опыта. Необходим новый позитивный нравственный ориентир, вдохновение. Выбору ориентира способствует дружба и обмен опытом с другими государствами.

 

  Испытание веры – возникновение условий, проверяющих доверие общества выбранным нравственным ориентирам. Отказ от них свидетельствует о слабости общества, неготовности противостоять. Это может происходить из-за слабого духа, низкого материального развития, информационной ограниченности и ведёт к распаду государства. В этом случае общество перестаёт мыслить, как единый организм. Если человек перестаёт себя считать частью общества, он проявляет эгоизм и склонность к предательству. Если общество фактически перестало существовать, то проявления отдельных людей носят характер самосохранения.

   Верность нравственным ориентирам позволяет справиться с испытанием, окрепнуть и процветать.

3. Выбор верного ориентира.

   Эволюционный процесс предполагает выбор направления, в котором будет развиваться общество, и укрепление в этом выборе. Это похоже на ориентирование по звёздам во время прохождения по незнакомой местности. Человек выбирает для себя ориентир, а потом движется по нему вперёд. Если за ориентир было выбрано ошибочно что-то другое – стая светлячков, факел, светящееся облако, фонарь, то человек заходит в тупик, попадает в ловушку, болото или ещё в какую неприятность. Оттуда ему будет выбраться труднее, и скорее всего, понадобится чья-то помощь. То же происходит и с развитием государства.

   Для развития общество выбирает нравственный ориентир, соответствующий его потребностям. Важная черта ориентира – то, что в нём заложена модель поведения общества и система ценностей. Верный ориентир должен иметь гармоничную систему ценностей (как материальных, так духовных и интеллектуальных), направленную на сохранение благополучия и развитие общества, а также на мирное взаимодействие с другими государствами.

   Если происходит перекос в одну сторону, то общество разрушается и разрушает жизнь других государств. Также перекос ценностей создаёт у общества иллюзию своего превосходства, отсюда желание навязать свои ценности и правила другим. Перекошенный ориентир может быть навязан внутри общества его же лидером или группой лидеров (правящей прослойкой населения) для того, чтобы общество служило удовлетворению его эгоистичных потребностей. Злоупотребление властью происходит тогда, когда правитель ощущает своё превосходство или неполноценность (комплексы). Причин эгоистичного управления государством не так много. Это жажда власти (интеллектуальная неполноценность), денег (материальная неполноценность) или самоутверждения (духовная неполноценность).

   Для внешней политики закономерен и обратный вывод: если государство грубо навязывает другому обществу свою волю, то нравственный ориентир такого государства перекошен. Если в сторону материальных благ, то государство-потребитель стремится нарастить своё денежное и имущественное благосостояние за счёт грабежа. Если в сторону духовных благ – оно навязывает свои верования, уничтожая инакомыслящих. А если в сторону информационных приоритетов, то своё превосходство общество-потребитель считает интеллектуальным, пытаясь подчинить другие государства своей воле. Если общество не развивало какую-либо сторону своей жизни, то в период потребности оно будет испытывать сильную нехватку этих благ и голод. Поэтому оно попытается взять у других то, чего ему самому не хватает или, если взять не удаётся, оно предпримет попытки уничтожить чужое достояние. Не развивая своё искусство, государство будет стремиться отнять/уничтожить предметы культуры и роскоши у других. Не развивая дух, оно будет стремиться погасить дух других.

   Подобное поведение характерно для агрессивного общества, которое не умеет или не желает строить отношения. Оно будет замещать традицию другого государства своей моделью поведения.

   Разумное государство уравновешивает свои отношения с другими при помощи обмена опытом. Оно сохраняет свою культуру, не разрушая чужую, но дружественную. При этом полезный опыт другого общества используется для собственного развития. При таких отношениях периоды упадка или расцвета уравновешиваются взаимной поддержкой.

 

 

Updates!

Построение исторической карты государства

 

 Для того чтобы лучше понять процессы, происходящие в государстве, и способы его взаимодействия с другими государствами, можно построить карту истории страны.

 

Строим карту истории страны:

   Развитие государства происходит по следующей схеме:

кризис -> выбор новой дороги -> испытание -> выбор той же дороги -> кризис -> выбор новой дороги -> испытание -> выбор той же дороги и т.д.

 

   1.) Выбираем период в истории государства, предшествовавший объединению обособленных племён или народов, населявших территорию страны. Это первая развилка дороги – кризис веры. Общество, ориентированное на внешний мир, находится на I уровне развития. Ориентированное на себя – на II уровне. Таким обществом может быть племя, народ, содружество народов и государств.

   На I уровне возникают связи с подобными ему обществами, государство увеличивается и строится на взаимодействии всех составляющих (сословий, племён, народов, государств и т.д.). На II уровне государство развивается и крепнет, для того чтобы снова выйти на I уровень более совершенного устройства и построить новые связи.

     2.) Дорога после каждой развилки расходится в трёх направлениях. Две дороги губительны.

    Пассивная дорога говорит о том, что общество отказывается принимать решения и развиваться. Власть переходит к другому сословию, если государственность ещё не потеряна или к другому государству, если независимость была потеряна.

  Агрессивная дорога ведёт к преждевременным реформам или нападениям на другие государства, а также к попыткам захвата власти.

   Третий путь – разумный. После первой развилки (кризиса) на этой дороге должны произойти преобразования государства, выбран ориентир. После второй развилки (испытания) должно произойти сохранение и развитие выбранных норм. То есть оставаться на одной и той же ступени развития обществу следует два раза. Если не развивается вовремя или отказывается развиваться вовсе, то оно распадается и теряет государственность.

   3.) Правитель теряет власть, если выбирает одну и ту же дорогу более двух раз. Поэтому часто консервативный путь приводит к агрессии и нападению на свой собственный народ и на другие государства. Это рефлекс, связанный с попыткой удержать власть.

   4.) Если власть переходит другому сословию или строится новое государство, то всё начинается с самого начала: кризис -> выбор новой дороги -> испытание -> выбор той же дороги -> кризис -> выбор новой дороги…

   Общество начинает развиваться с той самой ступени, на которой произошёл переход власти. Если на одной и той же дороге без преобразований правительство остаётся более двух раз, оно теряет власть. Таким образом, происходит откат назад в развитии и потеря накопленного полезного опыта.

   5.) Если предыдущие правители вели государство по неверной дороге, то происходит духовное обнищание и деградация нравов. Общество развивается неравномерно, и определённые слои населения наращивают своё благосостояние за счёт других. Заинтересованные в материальных благах слои населения эгоистичны и консервативны, они будут препятствовать преобразованиям. Поэтому правителю, желающему модернизировать и развивать общество, следует позаботиться об укреплении власти и обеспечении своей безопасности.

 

Для описания карты используются такие критерии как:

   — приоритеты

   — состояние общества

   — краткая характеристика

   — задачи

   — итог

 

________________________

Первый пример будет иллюстрировать историю России.

 

Реклама

About Alyona

http://artisticpicspro.wix.com/alys-art-picture http://artisticpicspro.wix.com/pyara Смотреть все записи автора Alyona

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: